Вернуться к обычному виду

Всемирный день защиты прав потребителей

18.03.2010
Экономика

Всемирный день защиты прав потребителей приурочен к историческому выступлению 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1961 года. В частности, в своей речи президент сказал: «Потребители – это все мы...Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».

Помимо того что впервые на таком уровне было охарактеризовано понятие «потребитель», Джон Ф. Кеннеди выделил четыре основные незыблемые права потребителей, которые позднее легли в основу законов о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию, а именно: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным. Вполне очевидно, что это заявление не вызвало особого восторга у глав производственных корпораций, и не случайно среди сотен гипотез о том, кто был заинтересован в убийстве Джона Кеннеди, версия о причастности к преступлению противников этого курса – одна из доминирующих (хотя фактического подтверждения этому пока не найдено).

В год выступления Kеннеди в конгрессе Соединённых Штатов, в Нидерландах была зарегистрирована Всемирная организация союзов потребителей (ВОСП), которая существует и по сей день и позиционирует себя, как независимое внеполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира. Сейчас она объединяет около двухсот общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей более чем из семидесяти наиболее развитых государств планеты с демократическим политическим строем. Позже был разработан и Кодекс потребителя, дополненный ещё четырьмя правами, помимо тех, что озвучил американский президент: право на возмещение ущерба, право на здоровую окружающую среду, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей.

ВОСП защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, а также оказывает нуждающимся образовательную и юридическую помощь в области права.

Всесоюзная федерация потребительских обществ была образована в 1989 году при СССР, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.

В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон, направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название “Закон о защите прав потребителей”. Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако даже тогда Всемирный день защиты прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус.

Территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском районе был образован в апреле 2005 года путём реорганизации Центра Госсанэпиднадзора. И вот на протяжении пяти лет небольшая команда –  начальник отдела Любовь Александровна Ерофеева, ведущий специалист эксперт Алексей Анатольевич Шавкута и старший специалист эксперт второго разряда Наталия Александровна Чечекова – стараются сделать всё возможное в рамках закона, чтобы отстоять права потребителей. Тесно сотрудничая с лаборантами филиала ФГУЗ центра гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в Мильковском районе, сотрудники Мильковского отдела проводят всевозможные проверки предприятий розничной торговли, общественного питания, образования и здравоохранения. Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей мы встретились с начальником отдела Любовью Александровной, которая рассказала нам об итогах работы отдела:

– За 2009 год в Мильковском районе нами была проведена 71 плановая и 112 внеплановых проверок, в том числе 94 с лабораторными исследованиями. Только по защите прав потребителей, не касающихся санитарных вопросов, проведено 12 плановых и 19 внеплановых проверок. В розничной торговле пищевыми продуктами было 8 проверок, по образованию – 3, в области здравоохранения – одна. Большая часть проверок по защите прав потребителей, естественно, приходится на торговлю пищевыми продуктами, на предприятия общественного питания, на торговлю фармацевтическими продуктами и образование. Стоит отметить, что все выявленные нарушения относились в основном к статьям 8-12 (о защите прав потребителей), то есть чаще всего это непредоставление необходимой достоверной информации.

В соответствии с Федеральным законом № 294 мы проводим плановые проверки раз в три года. В октябре-ноябре мы составляем план проверок сразу на год, согласовываем его с прокуратурой. Бывают также внеплановые проверки. Их проводим на предмет выполнения выданного ранее предписания либо при угрозе возникновения вреда здоровью, когда уже причинён вред здоровью и жизни граждан, либо по распоряжению президента, или по защите прав потребителей.

Всего за 2009 год наложено 47 штрафов на сумму 109 тысяч рублей. К нам поступило 42 жалобы, 15 из которых – по защите прав потребителей. В основном эти жалобы касаются нарушений прав потребителей на отдельные виды товаров: выполнение работ и услуг по ЖКХ (было семь жалоб), поступали жалобы по продаже обуви, продаже технически сложных товаров и по предоставлению услуг связи. По судебной защите в прошлом году у нас было 2 судебных заседания, на которых мы выступали в качестве экспертов.

Уважаемые потребители! Если у вас возникнут какие-либо претензии к производителям товаров, жалобы на некачественный товар или услугу, вы можете обращаться в рабочее время в Территориальный отдел Роспотребнадзора в Мильковском районе по адресу: ул. Советская, 26, либо звонить по телефонам: 2-11-90,  2-16-88. Наши сотрудники помогут вам сформировать ваши претензии в письменной форме и решить возникшие споры в досудебном порядке.

 

Подготовила Е.Попова






Возврат к списку